Тесное сотрудничество украинских предпринимателей с поставщиками из Китая вынуждает внимательнее изучать китайские традиции и специфику восточного делового этикета.
Дело даже не в национальных убеждениях и особенностях ведения переговоров, а в том, удастся ли вам сделать выводы для построения правильной стратегии взаимоотношений.
Первое впечатление
Планируйте переговоры минимум за месяц и никогда не опаздывайте. Этикетом любого китайца предусмотрена строгая пунктуальность, и вам не простят даже пятиминутную задержку. Как и европейцы, жители Поднебесной обмениваются рукопожатиями, допускается легкий кивок головой. Приветствие должно идти от человека старшего по возрасту.
Правила ведения переговоров предусматривают обращение по титулу или официальной должности, употребляя ее перед фамилией. Также допустимо использовать слово «господин» или «госпожа». В культуре китайцев считается неприличным указывать пальцем на что-либо. Лучше использовать ладонь, обращенную вверх.
Не применяйте телесный контакт любого вида с партнерами по бизнесу из Китая. Особенно это касается женщин.
Особенности менталитета
Для проведения успешной бизнес встречи необходимо знать, что в Китае большое внимание уделяется умению слушать. В то время как европейцы делают акцент на красноречии. Будущие партнеры оценят следующие попытки наладить контакт:
- Избегайте критикующих заявлений в сторону собеседника. Неуместен сарказм или оскорбления любого характера. Ваше обращение должно восхвалять руководителя компании, особенно в присутствии его подчиненных.
- Мероприятие по налаживанию контактов не предусматривает повышенного тона. Здесь истина рождается не в споре, а в поиске и принятии взвешенного и наиболее благоразумного решения.
- Китайская манера общения более сдержанная. Язык тела европейцев считается в этой стране навязчивым и импульсивным. Старайтесь не касаться человека и не использовать прямой зрительный контакт.
- Во время выступления оппонента не стоит использовать одобряющие звуки по типу «хм», «ага», «ясно». Уважение вызовет ваше молчание.
- Откажитесь от самовосхваления, отдав предпочтение это сделать партнеру. Вашей основной задачей является анализ потенциальных рисков, что невозможно при завышенной самооценке.
- Налаживание отношений строится также на умении правильно подобрать подарки для китайских партнеров. Традиционные сувениры из Украины станут лучшим презентом и способом расположить к себе.
Самое необычное для восприятия европейского человека – осознание того, что подписание договора может не произойти без объяснения причины. Китайцы найдут слова, чтобы корректно вам отказать. Умение чувствовать партнера из Китая приходит не за один год. С первых попыток становится непонятно, нацелен ли собеседник на сотрудничество.
Производители и поставщики китайских товаров не любят людей, которые экономят на организации бизнеса. Если вы совершенно не умеете вести переговоры и опасаетесь, что что-то пойдет не так, лучше воспользоваться услугами посредника. Компания Fialan давно и успешно налаживает взаимоотношения между китайскими и украинскими партнерами. В этом случае все пройдет на самом высоком уровне и закончится положительным исходом.