Украинская компания «Мотор Стич», которая считается ведущей по производству газотурбинных авиадвигателей, сейчас переживает не лучшие времена.
Сотрудничество Китая и Украины может сильно пошатнуться. И во всем виной правительство США. В чем причина конфликта? Разбираемся совместно со специалистами компании Fialan.
Где искать первоистоки проблемы
Формальный контроль над «Мотор Стич» китайские инвесторы получили уже давно. Так как стать полноправными владельцами производства у них не получилось, было принято решение передать спорный пакет акций во владение Укрборонпрома и продолжать создание новых двигателей. США со своей стороны всячески старается сорвать сделку. Любые вмешательства приведут к массовому увольнению людей, потере ключевых компетенций в создание продукции «Мотор Стич» и краху бизнеса.
Украинские авиадвигатели ни в коем случае не должны стать китайскими. Представитель американского правительства планирует срочный визит к Владимиру Зеленскому, чтобы убедить президента Украины не заключать никаких контрактов. Представитель национальной безопасности утверждает, что китайские инвестиции в украинскую промышленность – это вред не только экономике Украины, но и укрепление стратегического соперника Америки.
По мнению американского представителя у КНР есть проблемы с авиационными двигателями. Вашингтон готов пойти на крайние меры, чтобы удержать «Мотор Стич» от передачи полномочий Китаю. Строительство заводов по китайским проектам в Украине повлияет на отношение страны с США.
Крах или спасение
Отказ от участия в сделке гарантировано приведет к потере чуть ли не единственного эффективно работающего завода по машиностроению в стране и исчезновению значимых налогоплательщиков в Запорожье. Закупка оборудования в Китае и тесное сотрудничество началось после расторжения отношений с Россией, когда значительно упала прибыль, товар перестал быть востребованным, и производство начало снижаться.
Богуслаев сразу принял решение передать пакет контрольный пакет акций в распоряжение китайской корпорации Beijing Skyrizon Aviation Industry Investments. Цена сделки, по некоторым данным превысила 200 миллионов долларов. Что интересно, что сам Богуслаев после этого события в том же году случайно угодил в список самых богатых людей, по мнению «Forbes Украина».
До настоящего времени китайцы выжимали из «Мотор Стич» все, что возможно было выжать. Квалифицированные кадры, документация, технология и компетенции пока на месие, нро долго это не продлится. Владелец фирмы пообещал, что запрет сотрудничества с Китаем приведет к тому, что под сокращение попадут более 10 тысяч человек.
Внешняя кутерьма и пересуды не смогли скрыть факта, что китайские владельцы понемногу перевозят документы, технологии, переманивают ценных сотрудников. Экономический крах производства произойдет только на стороне Украины. Перспектив у предприятия нет, так как изначально разрыв отношений с Москвой повлияло на положение «Мотор Стич», а теперь дополнительное влияние оказывают шантажисты из штатов.