Ставки фрахта удваиваются на фоне резкого роста экспорта Китая.
По словам отраслевых аналитиков, впервые за десятилетия в Китае наблюдается нехватка морских контейнеров, поскольку экспортные поставки превышают импортные, а фрахтовые ставки растут по мере ухудшения дисбаланса.
Спрос на экспорт растет, поскольку производственные перебои, вызванные пандемией во многих частях мира, продолжаются, а Китаю удалось возобновить производство после тотального локдауна.
По данным Китайской ассоциации портов и гаваней (CPHA), контейнерооборот восьми узловых портов Китая вырос в октябре на 11,1 процента, а объем внешней торговли увеличился на 11,9 процента в годовом исчислении, что на 3,3 процентных пункта быстрее, чем в предыдущем месяце.
Согласно таможенным данным, в октябре экспорт Китая продолжал расти, составив 1,62 трлн юаней (245,87 млрд долларов), что на 7,6 процента больше, а импорт составил 1,22 трлн юаней, увеличившись всего на 0,9 процента.
По словам экспертов, односторонняя торговля означает, что многие контейнеры отправляются за границу и лишь немногие возвращаются своевременно, что и способствовало нехватке контейнеров в Китае.
Источник в CPHA подтвердил Global Times в четверг, что дефицит действительно существует. Многие контейнеры отправляются за границу, наполненные экспортными грузами, но гораздо меньше возвращается, потому что им нечего перевозить.
“Контроль над контейнерами находится в руках судоходных линий” - сказал источник, который предложил связаться с судоходными компаниями для получения дополнительной информации.
China COSCO Shipping Corp и Maersk на момент публикации не дали свою оценку по данной ситуации Global Times.
Менеджер по фамилии Mao из Zhonghuan Group, крупного поставщика международных грузовых услуг, базирующегося в Даляне, провинция Ляонин на северо-востоке Китая, сказал, что в настоящее время из каждых пяти контейнеровозов, отправляющихся за границу, возвращается только один.
Источник в порту Ляньюньган, в провинции Цзянсу, на востоке Китая сообщил в четверг Global Times, что, поскольку кризис COVID-19 поставил мировую контейнерную торговлю в спячку на большую часть года, спрос на контейнеры начал расти по мере роста торговли этой осенью.
В сентябре контейнерная торговля снова начала расти, и с тех пор набирает обороты.
Кроме того, трейдеры в Китае спешат экспортировать товары, которые накапливались после вспышки COVID19 в начале этого года. По словам инсайдеров, ставки на морские перевозки резко растут, поскольку они борются за пространство для контейнеров.
С сентября внутренние фрахтовые ставки выросли вдвое до 4000 юаней (607 долларов США) за стандартный контейнер, а в отношении зарубежных маршрутов ситуация аналогичная или даже хуже.
Больше всего пострадали дальние маршруты в США и Европу. Например, аренда небольшого контейнера, направляющегося на Западное побережье США, стоит 3350 долларов, а большого - 4650 долларов, что вдвое больше, чем два месяца назад. По словам представителей отрасли, ситуация в Европе такая же.
«В настоящее время контейнеры не будут доступны до декабря, и мы не знаем, какими будут ставки на тот период. Учитывая текущую ситуацию, они, вероятно, будут выше», - сказал Mao.
Соблюдение всех правил пандемии в Китае значительно увеличило экспорт страны, сделав Китай основным поставщиком товаров по всему миру. Поскольку крупные экономики, такие как США и ЕС, сталкиваются с возрождением пандемии, многие предприятия закрываются. Таким образом, контейнеры покидают Китай полными и возвращаются пустыми или не возвращаются вовсе.
Между тем, грузовые авиаперевозки не восстановились на 70% по сравнению с уровнем до COVID, что увеличивает нагрузку на морской транспорт, сообщил в четверг Global Times независимый аналитик судоходной отрасли Wu Minghua.
Многим китайским экспортерам, возможно, придется подумать о сокращении прибыли, чтобы обеспечить своевременные поставки, или столкнуться со штрафными санкциями за несвоевременные поставки. «Готовая продукция, которая будет продаваться в следующем месяце, поскольку рождественские товары должны быть экспортированы как можно скорее, но отсутствие контейнеров может привести к задержкам», - сказал Wu.
Чтобы решить проблему нехватки, некоторые судоходные компании, включая COSCO, в настоящее время отреагировали, доставив как можно больше пустых контейнеров из портов США и Европы.
«Многие судоходные компании начали заказывать крупногабаритные контейнеры в Китае, являющемся крупнейшим производителем контейнеров. Но для изготовления контейнера требуется время, поэтому дефицит может не уменьшиться до первого квартала следующего года», - сказал Wu Minghua.