Пандемия Covid-19 оказала сильное влияние на логистику. Каждая компания в цепочке поставок ощутила эффект.
В то время, как некоторые компании во время карантина буквально удвоили прибыль, остальные предприятия терпели убытки из-за сбоя в цепочке поставок. После карантина бизнес начал осознавать риски, которые не может контролировать. Напрямую это коснулось складской логистики.
В спросе будут изменения
Почти у каждого склада есть некоторая изменчивость в требуемой пропускной способности. Для некоторых это основано на времени года. Например, летом может быть повышение спроса для некоторых операций, в то время как зима может быть периодом застоя. Праздники также обычно вызывают колебания спроса. Для многих складов даже еженедельные изменения являются нормой. Для понедельника весьма обычно быть самым занятым днем недели, с активностью, заканчивающейся к концу недели.
На складах привыкли к этим видам изменчивости спроса и хорошо подготовлены к их решению. Однако, как правило, склады не оборудованы для размещения основных колебаний спроса — как в сторону повышения, так и в сторону уменьшения.
Во время карантина складские помещения столкнулись с серьезными проблемами, большинство из них работало с большими сбоями. Из-за того, что некоторые предприятия обанкротились и закрылись, многие склады начали попросту простаивать. Предприятия цепочки поставок привыкли сталкиваться с препятствиями — от нехватки транспорта до измененных правительственных постановлений и плохой погоды. И у них обычно есть стратегии, чтобы безболезненно выводить бизнес из кризиса. Но подавляющее большинство компаний не готовы к вызовам, которые вызвала пандемия. Тем не менее, никто в логистике не застрахован от подобных случаев, и результаты могут быть катастрофическими.
Вопрос в кадрах
В складской логистике очень четко настроены процессы, связанные с управлением кадрами и их количеством. Из-за того, что большинство складов работает циклично, в зависимости от изменения спроса, вопрос сотрудников также решается в зависимости от ситуации. Используют, как правило, временных сотрудников, сменное расписание и планы по сверхурочным. Но когда пропускная способность склада неожиданно резко возрастает или внезапно падает, быстрые изменения в рабочей силе становятся вызовом.
Для операций, которые берут на себя сезонные работники, они обычно имеют стандартные программы обучения и адаптации. На работу, на которую берут временный персонал, берут специально заранее обученных людей, которые работают быстро и безопасно.
Но когда склад должен быстро нанять в пять раз больше временных сотрудников, чем обычно, и собственникам нужно, чтобы эти люди работали быстрее, обычные процессы ориентации могут перестать быть эффективными.
И хотя это непростая задача, в случае резкого спада спроса на хранение товаров решить, что делать с персоналом, так же сложно. Увольнять даже временных сотрудников может стать рискованным решением для бизнеса. Поскольку внезапный рост спроса на хранение продукции может стать убыточным, если нет достаточного количества рабочей силы.
Сегодня, на многих складах работает перекрестная система обучения, которая помогает в ротации кадров. Это помогает не только выстроить с сотрудниками долгосрочные отношения, но и обезопасить динамику ведения предприятия. Сильно помогают в организации работы кадров специальные приложения, которые выравнивают объемы работ и графики для сотрудников.
Страх увольнения среди сотрудников складов также стал в какой-то мере преградой для работы. Ведь сотрудники, которые боятся, что их уволят, работают не так продуктивно, как того требует складская логистика. Когда кто-то находится в тревожном состоянии, он не может также сосредоточиться на поставленной задаче.
Вместо итога
Пандемия Covid-19 повлияла на многие компании в каждой отрасли, на логистику — в большей мере. Но с серьезными проблемами приходят важные уроки.
Пока части экономики начинают открываться, пандемия еще не закончилась. И многие склады все еще испытывают недостаток спроса, либо же не могут восполнить необходимую потребность в хранении товаров. Недавняя активность дала надежду на то, что логистическая отрасль быстро оправится от убытков, но на самом деле должно пройти достаточно времени, чтобы вернуть все до карантинных показателей.
В ближайшем будущем, компаниям нужно будет лучше просчитывать риски и планы выхода из кризиса для того, чтобы не терять прибыль.