Рейтинг 5
-->
Исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко на своей странице в Facebook написал, чем может обернуться новый этап валютных войн и почему Украина рискует превратиться в лакомый плацдарм для китайских инвесторов.
Во время телефонного разговора министра финансов США с главой МВФ первый четко дал понять, чего ждут от Фонда. А именно, что тот «обеспечит проведение честного и глубокого анализа политик обменного курса среди стран-членов МВФ».
Я бы интерпретировал этот телефонный разговор таким образом. Ожидание американского минфина состоит, прежде всего, в том, что начнется серьезное давление на страны, у которых местные валюты «недооценены». Логика предельно ясна. Такие страны, в случае с торговлей с США, имеют серьезные конкурентные преимущества. Речь идет, прежде всего, о Китае. О недооцененности юаня в США говорили уже достаточно давно. Учитывая, что США для поднебесной — важнейший потребитель их экспорта, в случае начала такого «честного» давления и анализа, Китай начнет себя чувствовать гораздо хуже. Возможна серьезная корректировка в долгосрочных прогнозах роста китайской экономики, что крайне нежелательно для руководства КНР. Снижающийся экспорт (при прочих равных условиях) приведет к торможению экономического роста. Не забывайте, что Китай – это вторая по величине экономика мира, поэтому речь идет о гигантских цифрах.
Продукцию все равно надо куда-то продавать. Вопрос куда? Кто сможет компенсировать Китаю возможное снижение валютных поступлений из США? Определенно, что одна из возможностей, которая активно рассматривается — это Европа. Но здесь не все так просто. Если юань укрепится «под палкой МВФ» и «содействии» США, то он укрепится не только относительно доллара, но и евро. Одна из возможностей для Китая компенсировать потерю — это сделать свой экспорт в ЕС более дешевым. Как? Не платить импортные пошлины. Теоретически возможно, если открыть зону свободной торговли с ЕС. Практически, это невозможно (по крайней мере, в обозримом будущем).
Открывать свои производства в ЕС – другая потенциальная возможность, но на практике не реализуемая (как минимум) из-за резкого увеличения затрат. Можно попытаться «пробиться» сбоку. И именно этот «боковой вход» уже начал «тестироваться» китайскими властями.
Прошлогоднее заявление посла Китая в Украине о желании начать переговоры по созданию совместной ЗСТ – это был пробный шар. А в это время (по всем правилам «инвестиционного жанра») мы увидим резкое увеличение интереса китайских инвесторов к Украине. Их логика абсолютно понятна. Зачем платить импортную пошлину при пересечении таможенной границы ЕС (в среднем около 10%), если можно воспользоваться теми ЗСТ, которые уже есть у других. Эти другие – это Украина. ЗСТ с Европой позволяет любому (заинтересованному в ЕС) воспользоваться этим. Я не говорю, что это плохо, это просто такой «жанр».
Более того, у Украины есть целый ряд преимуществ, включая такое «унизительное» как дешевая, но квалифицированная рабочая сила. При средней зарплате в Украине около 200 долларов в месяц, китайская зарплата в городах в более, чем 700 долларов, может быть серьезным «мотиватором». Так почему бы китайскому бизнесмену не сэкономить 10% на импортных пошлинах, да еще и на дешевизне рабочей силы украинцев и не «переехать» сюда? Он это начнет очень активно делать уже в ближайшем обозримом будущем. К сожалению, для Украины, китайского инвестора не испугать недостаточно качественным бизнес климатом в стране. Это не европеец и не американец. У него другой менталитет – он пробьется «через тернии к звездам».
В таком сценарии несомненным позитивом для Украины будет дополнительный и существенный импульс для ее экономического роста, что так необходимо для «исстрадавшейся» экономики. Но, в долгосрочном плане, стать новой «фабрикой» Европы с (мягко говоря) не очень качественным бизнес-климатом, не очень бы хотелось.
Вывод банален: реформы, реформы и еще раз реформы!