28 июля 2025
24
rating-stars Рейтинг 5
-->

Внешнеэкономическая деятельность требует гибкого и профессионального подхода к логистике. Одним из наиболее эффективных способов доставки грузов из Китая в Украину сегодня становится мультимодальная, или комбинированная, перевозка.

Обычно это сочетание морского, железнодорожного, автомобильного или авиационного транспорта, в зависимости от специфики груза, сроков и бюджета.

Подобная схема позволяет бизнесу существенно оптимизировать логистические затраты, снижать сроки доставки и минимизировать риски, связанные с задержками на отдельных этапах маршрута. Компания Fialan имеет практический опыт в организации мультимодальных поставок из Китая в Украину и делится ключевыми особенностями таких перевозок.

Что такое мультимодальная доставка?

Мультимодальная доставка – это транспортировка груза, при которой используются разные виды транспорта в рамках единого логистического процесса и одного договора. Это принципиально отличает её от интермодальных перевозок, где за каждый участок маршрута отвечает отдельный подрядчик. При мультимодальной доставке все этапы берёт на себя один логистический оператор, который полностью координирует маршрут.

К примеру, груз может стартовать морем из порта Шанхай, прибыть в порт Гданьска, затем по железной дороге попасть в логистический терминал в Польше и завершить путь в Украину с помощью автотранспорта. Весь этот комплекс услуг оформляется через одного логистического партнёра, что упрощает контроль, минимизирует количество контрагентов и сокращает вероятность ошибок.

Когда мультимодальные перевозки действительно выгодны?

Не каждый груз и не в каждой ситуации требует мультимодальной схемы, но есть конкретные случаи, когда это решение становится оптимальным.

Оптимизация соотношения «время/стоимость»

Классическая морская доставка из Китая – самая дешёвая, но часто слишком долгая. Авиация позволяет доставить груз за несколько дней, но стоимость может быть в 5-7 раз выше. Мультимодальная схема позволяет сбалансировать эти параметры. Например, крупная партия груза может быть доставлена морем до Европы, а затем ускорена на участке «последней мили» с помощью автотранспорта или железной дороги. Это даёт возможность доставить товар за 20–25 дней вместо 45–50, сохранив оптимальные затраты.

Отсутствие прямого морского сообщения

После начала войны прямое морское сообщение с украинскими портами ограничено. Поэтому большинство грузов из Китая в Украину идут через европейские порты – Гданьск, Констанцу, Варну. Далее товары доставляются автотранспортом или железной дорогой в Украину. Комбинированный маршрут позволяет продолжать международную торговлю в условиях ограниченной портовой инфраструктуры.

Сложные или смешанные грузы

Некоторые грузы невозможно перевезти только одним видом транспорта. Например, если партия включает негабаритное оборудование, паллеты с текстилем и коробочные грузы. В таком случае логисты разрабатывают маршрут, учитывая характеристики каждого типа груза: негабарит может доставляться морем, текстиль – поездом, а часть сборного груза – автотранспортом. Это позволяет избежать излишних затрат и простоев.

Минимизация логистических рисков

В глобальной логистике случаются задержки, сбои в портах, изменения таможенных правил. Мультимодальная доставка даёт гибкость. Если, например, в порту возникают пробки, часть маршрута может быть перераспределена на железную дорогу или автотранспорт. Это повышает надёжность поставки.

Региональная специфика доставки

Некоторые украинские регионы логистически проще и дешевле обслуживать через близлежащие зарубежные терминалы. Для западных областей Украины выгоднее ввозить груз через Польшу или Словакию с последующей автомобильной доставкой. Это сокращает расстояние и экономит время.

Как устроена мультимодальная доставка из Китая?

Процесс организации мультимодальных перевозок достаточно сложный и требует высокой координации всех участников. Этапы включают:

  1. Проработка маршрута
  2. Логисты анализируют возможные варианты маршрутов, учитывая тип груза, сроки доставки, бюджет, ограничения по габаритам и весу. На этом этапе определяется оптимальное сочетание видов транспорта.

  3. Заключение договора с единым оператором
  4. Клиент подписывает контракт с одной логистической компанией, которая отвечает за весь процесс – от пункта отправления до конечного склада. Это упрощает документооборот и распределение ответственности.

  5. Организация первой мили
  6. Груз забирается с фабрики или склада в Китае. Автотранспортом он доставляется в ближайший порт, железнодорожную станцию или аэропорт.

  7. Морская или железнодорожная доставка на основной участок
  8. Основной объём пути проходит морем (например, из Шанхая в Европу) или по железной дороге (по маршруту Китай-Европа через Казахстан).

  9. Перевалка в портах и терминалах
  10. В порту или на ж/д терминале происходит перегрузка товара: с контейнера на вагон, с вагона на автомобиль. Здесь важно соблюдать требования по переупаковке, проверке целостности груза, оформлению транзитных деклараций.

  11. Таможенное оформление
  12. На каждом этапе маршрута логисты организуют таможенные процедуры – экспорт из Китая, транзит через третьи страны, импорт в Украину.

  13. Доставка по территории Украины
  14. Финальный участок маршрута – доставка до склада получателя. Это может быть автотранспорт или ж/д доставка в зависимости от конечной точки.

Документы и особенности оформления

Для мультимодальной доставки оформляется единый комплект документов:

  • Коносамент (B/L) для морской перевозки.
  • Железнодорожная накладная (CIM/SMGS).
  • Автомобильная CMR накладная.
  • Таможенные декларации (экспортные, транзитные, импортные).
  • Страховые полисы, учитывающие все виды транспорта.
  • Инвойсы, упаковочные листы, сертификаты происхождения.

Преимущества мультимодальной логистики

  • Снижение общих логистических затрат за счёт оптимизации маршрута.
  • Гибкость в управлении поставками и возможностью быстро менять маршрут при необходимости.
  • Более короткие сроки доставки по сравнению с чисто морскими перевозками.
  • Снижение рисков потерь или повреждения за счёт минимизации времени на складах.
  • Контроль всех этапов одним оператором упрощает коммуникацию.

На что обратить внимание при планировании?

  • Нюансы таможенного оформления в разных странах: важно заранее понимать требования транзитных зон.
  • Правильная упаковка, учитывающая перегрузки и смену видов транспорта.
  • Страхование груза на всех участках маршрута.
  • Координация сроков: нужно точно согласовать окна перевалки, чтобы не создавать простоев.

Мультимодальная доставка из Китая – это надёжный и выгодный инструмент для компаний, работающих с внешнеэкономической деятельностью. Она позволяет адаптироваться к текущим условиям логистики, минимизировать затраты и сокращать сроки.

Компания Fialan предлагает украинским предпринимателям профессиональное сопровождение мультимодальных поставок из Китая. Это включает в себя подбор оптимального маршрута, оформление всех документов, организацию доставки и контроль за всеми этапами логистической цепочки.


Отправить запрос

* Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Загрузка