На сегодня только треть небольших китайских предприятий возобновили производство.
Вспышка коронавируса значительно нарушила трудовые отношения и логистику. При этом, крупные производители меньше ощутили ущерб, но все еще испытывают материальные сложности от общенациональных усилий Китая по сдерживанию эпидемии. На это повлияли жесткие ограничительные меры, введенные китайским правительством на границах провинций страны.
На скорость возобновления работы фабрик непосредственно влияет их размер и объемы заказов, поясняют в Министерстве промышленности и информационных технологий Китая. Так, по государственным данным, только 30% небольших промышленных предприятий страны к средине марта работают в полную силу.
Как восстанавливают работу малые предприятия?
На данный момент практически полная блокировка больших промышленных участков Китая начала ослабляться. Вместе с тем, уже сейчас на всех уровнях производства наблюдается нарушение цепочки поставок. Вне зависимости от масштаба компании.
Инвесторы пока не знают, чего ожидать в дальнейшем. Поскольку все антикризисные стратегии предполагали выход из строя одного-двух критически важных поставщиков. Сценарий не предусматривал экономическую остановку практически всей страны.
Вместе с тем, сами небольшие производители начали активную работу по восстановлению производства и привлечению дополнительной рабочей силы. При оптимистическом прогнозе, ситуация должна постепенно улучшиться до конца марта.
К примеру, большинство поставщиков в текстильной промышленности восстановили менее трети производственных мощностей. Пока что, часть возобновления работы для малого бизнеса приходится на административные и коммерческие отделы. При этом, производственная часть все еще приостановлена.
Нехватка рабочей силы влияет на производство
Все фабрики испытывают острую нехватку трудовых мигрантов, которые составляли большую часть штата. Пока еще не все работники могут добраться из отдаленных регионов, где еще есть карантин. В результате чего большие трудовые ресурсы оказались в изоляции в Сычуани, Хубэй, Гуйчжоу и провинции Хэнань.
Официальный правительственный анализ сетей роуминга мобильных телефонов в провинции Гуандун показал, что по состоянию на 23 февраля около 10 млн рабочих застряли в своих родных городах. Причем 1,7 млн человек оказались в ловушке в провинции Хубэй, эпицентре эпидемии, значительная часть которой до сих пор остается закрытой. И если крупные китайские предприятия могут позволить организовать трансфер для сотрудников, то мелкие предприятия не имеют для этого финансовой возможности.
При недостатке трудовых ресурсов, спрос на китайскую продукцию растет. К примеру, завод компании Rifeng Group — производитель промышленной продукции для трубопроводов был завален заказами. Покупатели пытаются организовать доставку заранее в преддверии прогнозируемого ажиотажа весной. Но с крупнейшим производственным комплексом в Фошане, который работает на 70%, загружен полностью, в основном из-за отсутствия операторов машин.
Затраты на сотрудников будут расти
Это и финансовая сторона вопроса для фабрики, поскольку для выпуска продукции нужно не менее 300 работников. Если их будут нанимать через брокеров, нам нужно будет платить от 2000 до 3000 юаней ($426) за каждого работника по контракту в месяц. Для сравнения, зарплата для постоянных работников на полный рабочий день составляет 1800 юаней. При этом, экспортный бизнес компании в более чем 80 странах уже начал работать бесперебойно, а логистическая и экспортная инфраструктура внутри Гуандуна нормализовалась.
Покупатели товаров из Китая также отмечают позитивную динамику. Если еще в феврале около 61% поставщиков еще не работали, сейчас этот показатель составляет до 10%. Из топ-110 промышленных поставщиков на сегодня только 10 недоступны.