При этом Китай является одним из важнейших стратегических партнеров для Украины и занимает второе место по объему товарооборота.
Соглашение о свободной торговле также повлечет за собой упрощение визового режима, облегчении регуляции норм и законов, касающихся вопросов стандартизации, а также – о сотрудничество в сфере образования.
Переговоры о зоне свободной торговли займут не меньше 2-3 лет. За этот срок нам важно не обжечься, как на зоне свободной торговле с ЕС и максимально защитить свои интересы в торговле с более сильным партнером.
По словам заместителя директора государственного предприятия "Укрпромвнешэкспертиза" Сергея Поважнюка, ни Европейский Союз, ни США так и не подписали с Китаем соглашения о ЗСТ. Все соглашения, которые подписал Китай, — со странами-сателлитами.
АПК и земля
История с китайским кредитом Украине в размере 3,6 млрд долл США под закупку зерна, уже пробежала черной кошкой между нашими странами. Оформлен он был еще при Викторе Януковиче.
Согласно с подписанным соглашением, Украина брала на себя обязательства закупать и поставлять в Китай зерно. За выполнение украинских обязательств отвечало государственное предприятие Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКП).
Однако у сторон в дальнейшем возникли противоречия в трактовке соглашения по некоторым ценовым позициям. Также поменялась конъюнктура рынка, и Китаю, например, стало не выгодно покупать у нас кукурузу. Пока в международных судах шли разборки по первой части транша в 1,5 млрд долл., второй был заблокирован.
Но и по второй части кредита есть нюансы - он не денежный, а товарный, при этом товары китайские средства защиты растений, техника, элеваторное оборудование. Когда обсуждался второй транш, то речь шла также о строительстве заводов по производству биодизеля и по переработке кукурузы.
По последним данным, Украина и Китай вышли на компромиссное решение по зерновому кредиту. Стороны согласовали план закупок на 2017 год и форвардную программу под посев озимых зерновых. Также планируется, что украинская сторона до 2020 года приобретет на полученные средства 3 тыс вагонов-зерновозов для создания своего логистического парка.
Самое интересное, что китайцы намерены выкупить ГПЗКУ, в процессе анонсированной Кабмином приватизации, получив в свое распоряжение неплохие активы. Судите сами -В состав госкомпании входят линейные и портовые элеваторы, мельницы, комбикормовые и крупяной заводы. 53 подразделения-филиала ГПЗКУ могут хранить 3,64 млн тонн зерновых, в том числе суммарные мощности по перевалке в Одесском и Николаевском портах составляют около 2,75 млн тонн зерновых грузов в год.
Для системного проникновения в украинский АПК Китай также позаботился о финансовой инфраструктуре. Первым шагом в этом направлении стала покупка Украинского банка реконструкции и развития. Покупатель - Bohai Commodity Exchange Co., Ltd, крупнейшая спотовая товарная биржа с годовым оборотом в 1 трлн. долл.США.
Китай заинтересован в земельных активах Украины. Всем памятна сенсационная история еще 2013 года, когда по данным ряда СМИ Китай собирался инвестировать в 3 млн. га сельскохозяйственных земель Украины. Для понимания масштабов запланированного - площадь Киевской области - 2,8млн. га. Тогда писали о договоренностях между государственной компании Китая Xinjiang Production and Construction Corps и украинской фирмой KSG Agro. Предполагаемый контракт предусматривал аренду 100 тыс. га земли. Потом украинский агрохолдинг опровергнул информацию, заявив, что речь идет не о продаже земли и не об аренде, а лишь о «совместной деятельности».
“Прощупывание” Украины как потенциальной китайской житницы продолжилось подписанием в декабре 2016 года между Украинской аграрной конфедерацией (УАК) и Китайская торговая ассоциацией меморандума о сотрудничестве.
Документ предусматривает обмен актуальной информацией о состоянии торгово-экономического сотрудничества между странами и приоритетные направления их развития; поиски путей решения проблемных вопросов делового сотрудничества украинских и китайских предприятий; организация в Украине и КНР выставочных мероприятий, форумов, конференций и визитов представителей деловых кругов. Перечень типичных мероприятий промышленного разведчика.
Альтернативная энергетика
В сфере энергетики китайцы заинтересовались украинскими инициативами по строительству солнечных электростанций в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
Для этого там сложились уникальные условия - развитая сеть коммуникаций, линий электропередач, достаточный показатель ясных солнечных дней. Потенциально построенные СЭС смогут ежегодно вырабатывать 1500 ГВт-ч электроэнергии и приносить доход в размере 120-130 млн евро.
В проекте уже сегодня заинтересованы две китайские компании - China National Complete Engineering Corporation /CCEC/ и Golden Concord Holdings Limited /GCL/, первая из которых может выступить в роли главного подрядчика при строительстве СЭС, а вторая - предоставить консультативные и проектировочные услуги. Министерство экологии Украины рассчитывает что китайцами будет инвестировано свыше 1 млрд долларов США.
Другая китайская компания CNBM завершила оформление права собственности на 10 крупнейших солнечных электростанций в Украине общей мощностью 267 МВт. Примечателен комментарий главы компании CNBM Юнчжи Чена, демонстрирующий деловой подход китайцев: «Приобретение контроля над указанными активами было осуществлено в обмен на погашение невозвратной и безгарантийной задолженности на эту сумму по товарным операциям по поставке оборудования». Что еще отдаст Украина Китаю за долги?
Новый сборочный конвейер возле ЕС
Не все ясно с еще одним китайским кредитом Нафтогазу на похожую сумму в 3,7 млрд долл. Украинская сторона так и не решила на что потратить - предоставляемые средства и пролонгировала вопрос еще на год. Что по этому поводу думают в Китае, остается догадываться.
Сборочный цех под боком ЕС
В своих инициативах Китай занимает активную наступательную позицию - Пекин сам предлагает, не ожидая первых шагов со стороны пассивного и выжидательного Киева.
Вице-президент Китайской международной торговой палаты Люй Цзяньчжун недавно сообщил: “Китай заинтересован в размещении своего производства на базе украинских индустриальных парков. Китайская сторона предоставила план сотрудничества по индустриальным паркам украинской стороне. Украинская сторона находится в процессе их изучения. Ожидаем ответа.”
Это китайское предложение выглядит более привлекательно, так как укладывается в возможный интерес Китая в переносе производственных предприятий ближе к одному из самых больших рынков мира - ЕС. Рабочая сила в Украине уже стала дешевле Китайской (пример).
Второй фактор – усиливающаяся риторика в мире (прежде всего в США) о необходимом протекционизме внутренних производителей. ЕС не сможет остаться в стороне, поэтому борьба будет идти за каждый цент удешевления продукции, а значит, длина транспортного плеча для Китая станет одним из ключевых вопросов, не смотря на «Шелковый путь».
Остатки украинского ВПК
Первый китайских авианосец “Ляонин” - это корабль, построенный на Николаевских верфях под гордым именем «Варяг». Достройка и переоборудование «Ляонина» проходили с участием украинских инженеров.
Киев пока еще интересен Китаю в сфере военно-технического сотрудничества. В Украине еще остались интересные Китаю инженерные разработки в этой сфере, прежде всего в сфере транспортного самолетостроения и ракетной техники.
Скандальный интерес китайцев к уникальному украинскому транспортному самолету «Мрия» наделал немало шума в СМИ.31 августа китайский телеканал CCTV сообщил, что Украина продала Пекину все права и техническую документацию на самый большой в мире военно-транспортный самолет Ан-225 «Мрия», также Киев обязался передать полный комплект технологической документации на самолет. Украинская сторона потом опровергала эту информацию, но дыма без огня не бывает.
Эта история лишний раз продемонстрировала слабость Украины и ее готовность расстаться с остатками своего былого индустриального величия с целью банального выживания. Мы уже передали Китаю технологии производства некоторых видов ракет и самолетного оборудования, систем ПВО.
Транзитная инфраструктура
Главная история на тему украинского транзита из Китая это тема «Шелкового пути», которая по объективным и субъективным причинам в Украине не сработала, хотя и наделала много шума.
На ближайшие 3-4 года о “Шелковом пути” Украине придется забыть. 18 января в Лондон пришел первый товарный поезд из Китая, шедший через РФ по Транссибирской магистрали.
Перевозка по нему оказалась дешевле сложного трансграничного маршрута, включающего Украину, кавказские страны и Казахстан. Разница на контейнере - 2,5 тыс долларов США.
Если Украина поменяет правила игры в своей транспортной сфере и снизит высокие тарифы, возможно, интерес у перевозчиков и Китая возобновится.
К тому же КНР важна не только дешевизна маршрута, но и наличие альтернатив при работе с таким непредсказуемым партнером как РФ.
Неприятная кредитная история вышла и со строительством железной дороги из Киева в Борисполь - “Воздушный экспресс”. 372 млн. долл. растворилось под чутким руководством Владислава Каськива.
Опасный партнер
При всех положительных сторонах сотрудничества с Китаем, Украина не должна забывать о ряде потенциальных опасностей:
- Китай предпочитает заимствовать технологии и производить продукцию самостоятельно. Равноценного партнерства при этом отношении построить практически невозможно.
- Предлагая деньги, Китай будет навязывать свои инженерные решения, оборудование и рабочую силу. Партнеру останется долг и предложение рассчитаться активами.
- Китай жестко отстаивает свои права и интересы. В случае открытия земельного рынка в Украине, Китай будет стоять в первых рядах. В этом нет ничего плохого, если только не принимать во внимание возможное придание статуса купленным или арендованным землям статуса экстерриториальности – вывода из юридического и дипломатического поля Украины.
- Китай агрессивно захватывает рынки, чему стоит поучиться нашим предпринимателям и государству. В полной мере это иллюстрирует история с украинским рынком лимонной кислоты. Его объем составлял всего 10 млн. долл. в год. Продукт широко используется в пищевой промышленности. В Украине был производитель лимонной кислоты - Смелянский сахарный завод. Китай резко опустил цену на товар, обанкротил завод, и снова вышел на рынок по высокой цене. Бизнес - ничего личного.
- Китай рассматривает Украину как заведомо слабого и недоговороспособного партнера. Примечательно, что Китай создал фонд объемом 10 млрд евро для инвестиций в Восточную Европу. Фонд будет создан на основе учрежденной КНР холдинговой компании Sino-CEEF, призванной активизировать сотрудничество Китая и ЕС. Украины в приоритетах этого фонда нет.
Геополитическая слабость Украины, враждебность Дональда Трампа к Китаю, результаты европейских выборов во Франции и Германии в 2017 году в ЕС, гарантировано толкают Украину в объятия Китая.
Украина пока ему интересна - мы не все проели в плане технического потенциала, аграрные возможности и близость к рынку ЕС тоже привлекают Пекин.
В то же время текущая ситуация в украино-китайских отношениях не самая простая из-за тотальной деградации дипломатических и управленческих систем в Украине. Как и в других сферах, тут мы скатываемся в состояние банановой республики.
Тем проще Китаю продвигать свои интересы на нашей территории.
Источник: https://ru.golos.ua/