Совладелица международной логистической компании Фиалан о нынешней ситуации в украинской и мировой логистике, глобальных и локальных проблемах логистических компаний, актуальных трендах и проблемах при доставке товара.
Фиалан – международная компания с многолетним опытом, предоставляющая комплексные услуги по доставке больших грузов «под ключ» – от переговоров с производителем до доставки товаров на склад заказчика. И этим выгодно отличается среди конкурентов, потому что может предложить комплексную услугу. Что именно входит в портфель услуг Фиалан, как компания работает в условиях полномасштабной войны, благодаря чему обеспечивает своевременность доставки и безопасность грузов в интервью RAU рассказала соучредитель компании Татьяна Дмитрук.
– Расскажите о вашей компании – на чем она специализируется, сколько лет работает на рынке?
– На рынке Фиалан представлен уже более 20 лет как логистически консалтинговая компания. Многие под логистикой понимают исключительно доставку из пункта А в пункт В. Но на самом деле логистика – гораздо более емкое определение. В широком понимании сюда, кроме собственно доставки, входит и сопровождение груза на всех этапах: подписание контрактов, перевод денег производителю, контроль производства и сроков, проверка качества товара, поиск оптимальных вариантов доставки как с точки зрения сроков, так и безопасности.
У нашей компании много сотрудников, работающих и в ВЭД-отделе, и в финансовом департаменте, и в логистическом подразделении. Таким образом, мы можем закрыть все вопросы заказчика. Поэтому к нам часто обращаются компании, у которых нет мощного собственного внешнеэкономического отдела, или этот отдел не справляется с повышенной нагрузкой в пиковые сезоны. Мы можем полностью закрыть их запросы.
– А в таможенном оформлении вы тоже помогаете?
– Конечно. У нас подготовлены специалисты, уже много лет работающие в этой сфере, имеют большой опыт и знают тонкости дела: какие возможны проблемы, какие документы нужны и так далее. Для ритейла полезна наша дополнительная услуга: у нас есть опыт оформления контейнеров, где содержится очень много разных позиций, но в сравнительно небольшом количестве. Оформление таких грузов, как правило, занимает много времени из-за большого количества SKU. Благодаря уже отработанному алгоритму мы можем достаточно быстро оформить такой груз.
Более того, мы помогаем не только с таможенным оформлением, но и с последующей сертификацией продукции. Чтобы ускорить процесс, при выборе изготовителя мы обращаем внимание на наличие у него международных сертификатов семейства ISO – в таком случае удается быстрее получить соответствующие украинские документы.
– Насколько велика конкуренция в вашей сфере?
– В Украине работает около 600 логистических компаний. Но они отличаются по своей специализации: кто занимается только автоперевозками, кто - морскими, кто - железной дорогой. Различаются и объемы перевозок. Наша компания предоставляет услугу «под ключ» с консультированием клиента и использует различные виды доставки: у нас есть авиадоставка, морская доставка, автодоставка из всех стран мира.
– Железной дорогой пользуетесь?
– Только когда везем груз из Гданьска в Тернополь или Черновцы. На самом деле ситуация с железной дорогой не очень предсказуема. Железнодорожные пути перегружены, поэтому товар может застрять на границе на длительное время. В этом смысле автотранспорт надежнее.
– У вас собственный автопарк или обращаетесь к подрядчикам?
– Нет, собственного автопарка у нас нет. Мы предпочитаем диверсификацию и сотрудничаем со многими проверенными партнерами, которые могут обеспечить наличие машин именно там, где нам нужно, и таким образом минимизировать время простоя товаров.
– Кто из ритейла уже сотрудничает с вами?
– Много работаем с Красный Маркет, Usupso, O!Some, fashion-сети, A-Shop, Fozzy Group, Таврия В и другие.
– Специализируетесь исключительно на non-food?
– Да, продуктами мы не занимаемся, это не наша специфика.
– Вы обеспечиваете доставку в распределительный центр или при необходимости можете довезти товар и непосредственно в магазин?
– Обычно мы доставляем в распределительный центр или состав. Но были случаи, которые обеспечивали отправку в магазины. Это в тех случаях, когда товар срочно необходим в магазинах и не задерживается на складе.
– Что сейчас больше всего ввозят в Украину ваши клиенты?
– Именно сейчас это не только товар для продажи, но и оборудование для энергоэффективности и энергонезависимости. Батареи, инверторы и так далее.
Если взять товары, то здесь все зависит от сезонности. Сейчас приближается сезон Back to school, поэтому повышен спрос на канцелярию и все для школы. Перед Новым годом будет бум на игрушки и подарки.
Независимо от сезона, всегда возим то, что в Украине не производится: электроника, бытовая техника, гаджеты, все, что касается красоты, игрушки,
– Что самое важное для клиентов при заказе логистических услуг?
– Три «кита» логистики не меняются: себестоимость, скорость, безопасность. Именно на этих приоритетах мы концентрируемся. При этом под безопасностью следует понимать не только физическую безопасность груза, но и кропотливую подготовительную работу: сопровождение подписания контрактов, безопасный перевод денежных средств, проверка товара и т.д.
– Какие глобальные вызовы стоят сейчас перед международными логистическими компаниями?
– Прежде всего, это увеличение сроков доставки товаров из Юго-Восточной Азии. Сейчас средний срок доставки груза по морю из Азии в Европу составляет около 90 дней, что означает для компаний длительную заморозку оборотных средств. Главная причина – кризис в Красном море, из-за чего корабли должны идти вокруг Африки.
Вторая проблема: резкий рост цены фрахта контейнеров. Причем оно началось еще во времена коронавируса. Начало полномасштабной войны также отразилось на ценах: поскольку длительное время доставка по морю в Украину была невозможна, приходилось доставлять груз через соседние страны, что значительно увеличивает расходную часть. В результате в Украине товар стоит в среднем на 25% дороже чем для европейцев.
Третья специфическая проблема: сложности с подписанием контрактов и их финансированием. В начале войны правительство запретило вывод валюты за границу, кроме критического импорта. Это задержало заказ определенных категорий товаров. Сейчас с этим стало легче, но все равно тратится много времени: соглашение утверждается банком примерно неделю, при подписании договора мы должны уточнить у поставщика, не среди его владельцев лица или компании, связанные с россией и т.д. Эти проверки безопасности занимают много времени и требуют больших усилий.
В 2022 году была проблема, связанная с тем, что владельцы контейнеров не давали разрешение ввозить их в Украину. И нам приходилось в порту перегружать товар в фуры. А это риск: можно товар повредить, потерять, его могут украсть и т.д. Сейчас ситуация, к счастью, исправилась и мы привозим товар прямо в контейнерах.
Бывают и непредсказуемые ситуативные сложности: такие как блокировка границы с Польшей. Это тоже отражается на цене доставки и, соответственно, на стоимости товаров для потребителей. Или нынешние проблемы с поиском необходимого количества водителей через мобилизацию.
– Ваш прогноз на развитие рынка логистики на ближайшие годы?
– Развитие страны в большой степени зависит от развития логистики. В планах восстановления страны большое внимание уделяется развитию логистической инфраструктуры: сооружению новых портов, железнодорожных переходов, современных складов и так далее.
То есть экспортно-импортный и транзитный потенциал Украины должен быть реализован, и это позволит значительно удешевить логистику.