Fialan News

Кризис открывает новые возможности для кондитеров Украины

Кризис открывает новые возможности для кондитеров Украины

Восточная мудрость гласит: «Оказавшись на глубоководье, научитесь нырять». Именно на глубоководье сейчас оказались украинские производители кондитерских изделий. Уже три года мы наблюдаем их отчаянные попытки переформатироваться под новые условия. А тем временем стремительно сокращаются объёмы производства, их место на мировом рынке отвоёвывают конкуренты из других стран, да и экономическая ситуация в нашей стране не даёт возможности работать только на внутренний рынок.

Немного статистики.

Если сравнивать с предыдущим годом, 2015-й принёс украинским производителям существенное сокращение производства - на 94 тысячи тонн. Под удар попали шоколадные (на 21%) и мучные изделия (на 18%). Лишь сахаристый сегмент (карамель) не только сохранил позиции, но и увеличился на 1%. Более чем на 30% упало производство тортов. Покупательская способность украинцев настолько снизилась, что кондитерам пришлось пересматривать ассортимент и увеличивать долю сладостей в среднем и низком ценовом сегменте. 2016 год лишь продолжил тенденцию к сокращению. Госстат приводит цифры:
  • Шоколадные изделия утратили 9,1% (81,3 тыс. тонн);
  • Сахаристые изделия 4,1% (104 тыс. тонн);
  • Печенья и вафли 3,7% (133 тыс. тонн);
Конечно, есть ряд объективных факторов, которые привели к таким последствиям: война на востоке страны, падение курса национальной валюты, снижение покупательской способности и потеря главного рынка сбыта – РФ. Да, мир изменился, он уже не будет прежним. Эти процессы глобальны. Сегодня из-за политических и военных процессов многие страны пересматривают свои торговые и деловые отношения. Это не финиш, а лишь этап. То есть если изменения настолько глобальны, то логичным будет и смотреть на их вызовы более глобально.

Что мы имеем?

Рынок кондитерских изделий Украины считается важнейшей составляющей всей пищевой промышленности, которая тесно связана с такими ключевыми сферами как: АПК, машиностроение, химическая промышленность, сырьевой, человеческий и геополитический потенциал. В советское время именно в нашей стране было сконцентрировано 25% от союзного кондитерского производства (примерно 800 тысяч тонн). Конечно, 90-е внесли коррективы. Но уже к 2003 году прежнее положение было восстановлено. Мы экспортировали сладости в страны СНГ и Россию. Сотрудничество было плодотворным, но тревожные звоночки из РФ (в виде временных запретов на ввоз продукции) и раньше имели место. Сегодня этот крупный рынок для нас потерян. Зато ситуация благоволит нашей переориентации на другие, более глобальные и менее капризные площадки.
График чистых продаж крупнейших мировых кондитерских концернов (2012 г)
002_05 До начала военного конфликта на востоке, специалисты оценивали суммарную мощность всех отечественных производителей кондитерки в 1,5 млн. тонн в год. Даже с учетом замороженных на Донбассе комплексов «АВК» и «Конти», этот показатель не намного уменьшился. Тем временем внутренний покупатель не готов к потреблению такого объёма. Хотя ёмкость нашего рынка и оценивалась статистиками в 1 млн. тонн в год, мы уже перечисляли причины стагнации сегмента внутри страны. Наилучшим выходом здесь будет переориентация на рынки США, Великобритании, Польши, Германии и стран Балтии. Как показывает график чистых продаж – эти страны очень активно покупают сладости. Польша и Прибалтика – знакомы с украинской продукцией, хотя нельзя отрицать, что там довольно высокая конкуренция. Рынок США, несмотря на кажущееся насыщение, и сейчас очень ёмок. По данным компании Euromonitor общее потребление кондитерских изделий в 001_05США увеличилось с 2005 по 2010 годы с 64 921,7 млн. до 69 944,1 млн. долларов США. Прогнозируемое увеличение потребления ещё до конца 2016 года составит 80 109,5 млн. долларов США. Отдельно необходимо отметить перспективы работы на рынке Китая. Ведь не случайно мы начали разговор с восточной мудрости. 5 лет назад эта страна стала лидером (обогнав США!) по потреблению продуктов питания. Уже 16 лет ежегодный прирост показателей по приобретению пищевой продукции составляет 23%. При том, что Индия имеет такую ж численность населения, она имеет в 5 раз меньшую ёмкость рынка. Чистые продажи продовольствия в супермаркетах в прошлом году превысили 970 млрд. долларов. До конца нынешнего года этот показатель дойдёт до 1,5 трлн. долларов. Китайские покупатели очень любят импортную продукцию, стали уделять большое внимание здоровой и качественной пище. А в Китае местные производители испытывают с этим большие проблемы. Сообщения о массовых отравлениях появляются пугающе часто. У некоторых крупных украинских концернов по производству продуктов питания (в том числе и кондитерки) уже есть опыт работы на этой торговой площадке. Правда, он пока невелик и его нельзя назвать системным. Тем временем статистика говорит о невероятной ёмкости китайского рынка продовольствия. Более того, потребителей не удовлетворяет качество продукции многих местных производителей, что, несомненно, тоже даёт фору украинским брендам.

05 12, 16

напишите комментарий

Убедитесь, что введена вся необходимая информация (*). HTML код не допускается.