В мае этого года в Пекине состоялся саммит «Один пояс, один путь», в котором приняли участие 100 стран . Китай представил свою стратегию экономического развития, направленную на создание новых инфраструктурных, торговых, технических, цифровых и культурных коридоров между 60 странами Азии, Европы и Африки. Ежегодные инвестиции в построение экономического пояса Великого шелкового пути планируются на уровне $130 млрд.
16 ноября в Киеве прошел ІІ Украинский форум Шелкового пути. Это мероприятие посвящено развитию украино-китайского сотрудничества в рамках этого международного геополитического и геоэкономического проекта. Участие приняли около 400 человек, среди которых представители украинского политикума, китайские и украинские дипломаты, бизнесмены и журналисты.
На церемонии открытия выступили первый вице-спикер ВРУ Ирина Геращенко, министр инфраструктуры Владимир Омельян, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Украине Ду Вей. Панельные сессии были посвящены инфраструктуре и логистике, инновациям, инвестиционному сотрудничеству, торговле, е-коммерции, культуре и туризму.
Большой интерес вызвала дискуссия о возможностях трансфера технологий и обмена инновациями между двумя странами, которую модерировал Евгений Саранцов, основатель Trade HUB. Обсуждались IТ-тренды-2018, например 5G связь, которая уже активно внедряется в Китае, развитие современных городов на примере технологий Smart City, которые успешно разрабатываются компанией Huawei и уже даже применяются за пределами Китая.
Сейчас КНР планирует инвестировать в акселераторы для стартапов, блокчейн, Smart City, инфраструктуру 5G в других странах. Спикеры пытались ответить на вопрос: каким образом Украине стать участником цифровых проектов «Нового Шелкового пути» с соблюдением своих интересов и уберечься от рисков.
На сессии по культуре и туризму прозвучало, что по статистике в прошлом году 160 тысяч украинцев въехали в Китай, китайцев в Украину — лишь 20 тысяч. Тем не меньше наблюдается тенденция к увеличению туристического потока между нашими странами. В 2013 году это были, соответственно, 120 и 15 тысяч. С украинской стороны имеем начало визовой либерализации для граждан Китая. Кроме того, сейчас все больше жителей Гонконга начинают интересоваться Украиной и ее оздоровительными возможностями. Об этом заявил господин Хай Фенлин, президент Федерации Ассоциаций Внутренней Монголии в Гонконге. Китайцы давно уже стали лидерами среди туристов, которые едут отдыхать в Европу. А с учетом того, что они тратят больше всего средств, то все больше стран конкурируют на рынке за китайского туриста. К сожалению, местные туристические операторы пока не предлагают своим туристам Украину в первой двадцатке стран. В первую очередь, здесь нужно работать информационно — доносить китайцам, что Украина — большая страна, военный конфликт развернулся на незначительной территории, поэтому ехать в Киев, Одессу, Львов или Карпаты — безопасно.
Министр культуры Евгений Нищук также отметил важность культурного сотрудничества между странами. Он подчеркнул, что уже начато сотрудничество с Китаем в области киноиндустрии. А недавно в Пекине был подписан документ о сотрудничестве в издательской отрасли.
Сессию по вопросам инфраструктуры и логистики посетили, пожалуй, больше всего участников, ведь «Новый шелковый путь» — это прежде всего масштабный транспортный и торговый проект.
Китайский посол Ду Вей заявил, что благодаря своим важным преимуществам в логистическом коридоре Евразии и потенциально большом рынке Украина привлекает внимание китайских инвесторов.
Общеизвестно, что эффективные торговая и транспортно-логистические системы являются ключевыми предпосылками экономического роста и конкурентоспособности страны. А расположение Украины на перекрестке основных транспортных путей из Европы в Азию дает уникальную возможность развивать транзитные торговые услуги.
На следующий день после форума, 17 ноября, был представлен проект Постоянной логистической стратегии и Плана действий для Украины, разработанных Министерством инфраструктуры при поддержке Всемирного Банка. На вопрос журналистов о ее координации с китайским проектом, ответ уполномоченных лиц был утвердительным. В стратегии указано, что в «Новом шелковом пути» на Украину приходится участок Транскаспийского международного транспортного маршрута (TITR). Этот последний проект нужно поддержать путем установления ставок гармонизованных тарифов, расширения преференциальных железнодорожных и портовых тарифов на грузоперевозку в страны, которые принимают участие в TITR, и из этих стран, а также путем развития мощностей паромных перевозок с Турцией и Грузией.
Официально Украина еще не присоединилась к глобальной инициативе Китая, но уже сейчас необходимо искать оптимальный формат сотрудничества и в будущем разумно воспользоваться многими возможностями, которые могут открыться с членством Украины в проекте «Нового шелкового пути».