14 декабря 2016
3003
-->
Рынок Китая в последние несколько сезонов остается одним из наиболее растущих относительно потребления и импорта подсолнечного масла. В данном материале рассматриваются общие тенденции импорта и потребления, а также особенности сезона-2016/17.
Напомним, что, несмотря на ощутимый рост потребления, подсолнечное масло по-прежнему занимает небольшую долю китайского рынка растительных масел и составляет 6% от общего потребления масел (против 3% 8 лет назад). При этом главной тенденцией последних сезонов для Китая является снижение импорта масел и рост импорта масличных (соя, канола) для внутренней переработки, однако эта тенденция не коснулась сегмента подсолнечного масла. Китай продолжает увеличивать объем закупок подсолнечного масла – если в 2006/07 МГ импорт составил 94 тыс. тонн, то в 2016/17 МГ, по прогнозу COFCO, он составит около 920 тыс. тонн. Кроме того, по прогнозу Wilmar, к 2020 году Китай может увеличить импорт подсолнечного масла до 2 млн. тонн в год.
При этом, несмотря на стабильные объемы внутреннего производства, импортное подсолнечное масло, как и ранее, дешевле произведенного в Китае, что вместе с существенным ростом потребления этого продукта остается главными драйверами импорта. Список импортеров масла динамично растет – главной тенденцией последних сезонов является то, что заводы-переработчики сырого масла все чаще отказываются от услуг трейдеров-импортеров и осуществляют импорт подсолнечного масла для дальнейшей рафинации/фасовки самостоятельно.
Кроме того, в 2016 году ощутимо увеличился импорт бутилированного подсолнечного масла в Китай, и, судя по всему, эта тенденция укрепится в 2017 году. По оценкам трейдеров, сейчас на китайском рынке представлено около 1000 различных брендов подсолнечного масла (включая региональные марки, private label, импорт оригинальной продукции из России и других стран).
Стоит отметить, что еще одним фактором, оказывающим влияние как на импорт, так и на внутреннее потребление, является ценовая разница между подсолнечным маслом и ключевыми для местного рынка продуктами – соевым и кукурузным маслами. Рост мирового производства подсолнечного масла в последние сезоны увеличил конкурентоспособность данного продукта по сравнению с другими видами масел как на мировом, так и на китайском рынке.
Относительно логистики также наметились существенные изменения. Так, до 2012 года почти весь импорт подсолнечного масла осуществлялся через порт Шанхай. Однако в последние 5 лет Китай импортирует подсолнечное масло уже через три основных порта – Шанхай, Нандзинь и Тяньцзинь, на долю которых пришлось 40, 30 и 20% соответственно. При этом с января по октябрь 2016 года импорт подсолнечного масла осуществлялся через такие порты: Шанхай (271 тыс. тонн), Нандзинь (216 тыс. тонн), Шеньчжень (21 тыс. тонн) и Тяньцзинь (153 тыс. тонн).
В последние несколько сезонов тройка компаний-лидеров подсолнечного масла в Китай остается неизменной – это Yihai, COFCO и Sinopharm. Однако в 2016 году Yihai и COFCO наращивают объемы импорта, тогда как Sinopharm снижает.
Кроме вышеуказанного, ключевыми тенденциями китайского рынка подсолнечного масла в 2016 году стали увеличение предложения южноамериканского масла и ощутимый рост импорта российского подсолнечного масла. Очевидно, что эти тенденции сохранятся и в первые месяцы 2017 года.
В октябре т.г. китайский рынок растительных масел характеризовался высокой активностью, прежде всего, в сегментах соевого и кукурузного масел. Рынок же подсолнечного масла был относительно спокойным, главным образом из-за имеющихся на рынке запасов. Так, с января по октябрь 2016 года Китай импортировал 716 тыс. тонн подсолнечного масла, что на 47% превысило этот показатель за аналогичный период 2015 года. Из импортированного объема 85% масла причерноморского происхождения, однако с существенно возросшей долей российской продукции. В сентябре т.г. Китай импортировал 45 тыс. тонн украинского, 10 тыс. тонн российского и 21 тыс. тонн аргентинского подсолнечного масла. Всего, по прогнозу Wilmar, в 2016 году Китай импортирует 110 тыс. тонн российского, 110 тыс. тонн аргентинского и 660 тыс. тонн украинского подсолнечного масла (доля России и Аргентины увеличится по сравнению с показателями 2015 года).
Рассчитайте доставку груза из Китая самостоятельно с помощью онлайн калькулятора
Рассчитать