С 1986 года в Китае существует система акционной продажи автомобильных номерных знаков. Купить авто не сложно, но чтобы оно стало не только дорогим украшением семьи, но и средством передвижения, среднестатистическому жителю Поднебесной приходится немало постараться.
Тем не менее, к 2011 численность личных авто в Пекине приблизилась к 5 млн и власти Китая снова оказались на пороге транспортного коллапса. Тогда номерные знаки стали разыгрывать в лотерею, по 250 000 в год, а с 2014 – по 150 000. К весне 2014 номера мог получить лишь один участник лотереи из ста пятидесяти. Такая вот «справедливость». Но в стране, где проживает более 1,385 млрд человек, подобные меры являются осознанной необходимостью. Точнее являлись. До наступления эры IoT.
Проекты по созданию «умных» городов реализуются во многих странах, но усилия Китая в этой области заслуживают особого внимания. Амбициозные планы правительства КНР — как в области национальной экономики, так и в отношении будущего городов — дают мощный импульс развитию «интернета вещей» в этой стране. Как известно, если Китай ставит перед собой ту или иную цель, результат не заставит себя ждать.
Когда возможность подключать предметы городской инфраструктуры ко всемирной сети превратилась из фантастического будущего в объективное настоящее, вопросом апгрейда китайских городов занялись такие технологические гиганты, как Huawei, Tensent и Ant Financial.
По данным Economic Information Daily, в 2017 году более 500 китайских городов начнут движение в сторону smart. Сегодня уже 290 из них стартовали пилотными проектами smart city. И более 300 городов и провинций подписали соглашения на преобразования с ведущими IT-компаниями.
В 300 городах и 30 провинциях Китая работает сервис WeChat от Tensent, который предоставляет гражданам максимально быстрый доступ ко всем государственным структурам – полицейской службе, учебным и медицинским учреждениям. Собирая и накапливая базу запросов, сервис способен самообучаться и моделировать ситуации на будущее. Например, сервис может определить наиболее небезопасные участки автотрассы и время, когда вероятность аварии максимально высока. Мессенджер — это лишь одна из его функций.
На базе big data в Китае уже работает целый ряд приложений, ориентированных не только на разные потребности, но и разные социальные и возрастные группы. Приложение 24/7 для граждан старше 70-ти позволяет пожилым максимально быстро получить приоритетный доступ для консультации и госпитализации в муниципальных медицинских центрах. А для молодежи работает приложение, позволяющее дистанционно контролировать ребенка в школе: получать информацию онлайн о его перемещениях, успеваемости, поведении и получать обратную связь от учителя.
От статистики к конкретике. Например, возьмем малоизвестную северную столицу провинции Нинся – город Инчуань. Население города составляет 1,5 млн человек и здесь реализуется один из 300 пилотных проектов smart China, направленный на комфорт и удобство горожан.
Оплата через систему распознавания лиц
Весь муниципальный транспорт Инчуаня оборудован чипами распознавания внешности. Отпечаток пальца способен разблокировать ваш смартфон, а программное обеспечение автобуса может связать внешность пассажира с его банковским счетом и провести оплату проезда автоматически, не задерживая людей в очереди на посадку. В дальнейшем, власти города планируют реализовать подобные решения и в других областях общественной жизни, где возникновение очередей особенно мешает комфортной жизни граждан.
Солнечный мусор и холодильник на бульваре
Много жителей – много мусора. Солнечные батареи, которыми оснащены многочисленные мусорные баки Инчуаня, позволяют не только экономить энергию города, но и приводят в действие механизм сжатия и уплотнения отходов. Баки меньше – мусора больше – расходы гуманней. Ко всему прочему, каждый инчуаньский бак оснащен чипом, информирующим единый центр о схеме переполнения баков и оптимальном маршруте их очищения. Поездки в продуктовые магазины тоже потихоньку отходят в прошлое. Любые покупки можно заказать через приложение в интернете и спокойно ждать доставку на дом. Особенно скоропортящиеся продукты можно забрать в специальных холодильниках, расположенных прямо в центре города.
Виртуальный мэр
В городской мэрии Инчуаня не люди, а голограммы вступают с вами во взаимодействие. На стенах большинства муниципальных учреждений расположены QR-коды, позволяющие гражданам быстро получать ответы на интересующие вопросы и не простаивать часами в очередях. Большая часть взаимодействий граждан с правительством тоже оцифрована: получение лицензии на возобновление паспорта, поиск вакансий на городской бирже труда, жилищные вопросы и т.д. Процессы, которые не так давно требовали личных встреч, комфортно перемещены в интернет.
То же касается и здравоохранения. Интернет портал Haodaifu Online связывает врачей с пациентами напрямую, ориентируясь на историю их болезни и текущие жалобы. В несложных случаях терапия и медикаментозные назначения тоже могут назначаться удаленно. Президент ТМ Forum Питер Сани в ближайшем будущем обещает нам мир, в котором датчики станут полностью контролировать, к примеру, уровень инсулина у пациента с диабетом и смогут отправлять сигнал тревоги в случае наступления диабетического шока. Аналогичный датчик сможет определить, что пожилой пациент упал и предупредит команду быстрого реагирования о возможной патовой ситуации.
Умные города – логичное будущее для решения многих неизбежных проблем урбанизации. Они создаются для людей, работают для людей и приносят им неоспоримую пользу. Да, согласие на комфортное существование дает городским администрациям доступ к полной базе личных данных граждан, но… Это уже другая сторона медали и тема для отдельного размышления.
Автор: Анастасия Белоус, Chief Strategy Officer компании Thync