Китай — одна из лидирующих стран по развитию онлайн-торговли с самым большим количеством интернет-пользователей в мире. Чтобы развивать свой рынок e-commerce, китайские ритейлеры используют технологии QR-кодов, взаимодействие онлайна и офлайна и инвестируют в сервисы sharing economy. Об этом рассказал CEO и сооснователь EVO.company Николай Палиенко на E-Congress 2017
Мировой e-commerce и вклад Китая
Мировой рынок интернет-торговли растет из года в год, и по темпам развития он быстрее физического ритейла. Согласно отчету PwC’s Economic Quarterly Q1 2017, объем розничных продаж товаров и услуг в мире в первом квартале составил 1,40 трлн юаней ($150 млрд), что на 32,1% выше, чем год назад. Для сравнения, розничные продажи физических магазинов выросли только на 7,2%. По прогнозам, розничная онлайн-торговля вырастет с 17% от общего числа розничных продаж в 2017 году до 25% к 2020-му.
Фото: Страны с наибольшим количеством пользователей интернета по состоянию на март 2017 года (в млн) (Statista)
В Китае онлайн-торговля растет быстрее, чем в других странах. В этой стране наибольшее в мире количество людей, использующих интернет,
— 731 млн пользователей.
Крупнейшей торговой интернет-компанией Китая является
Alibaba. Одними из характеристик Alibaba можно считать поворотливость, внедрение новых технологий и имплементацию трендов. С 2016 года Джек Ма объявил о концепции «нового ритейла», а именно интеграции онлайна, офлайна, логистики и данных в единую цепочку создания ценности. Как говорится на сайте Fortune, Alibaba приобрела крупный универмаг Intime Retail за 2,6 млрд и заключила партнерство с государственным универмагом Bailian Group. Компании будут делить офлайновые филиалы, логистику и технологии, уже разрабатывают новые торговые точки и планируют использовать большие данные и искусственный интеллект. К тому же Alibaba уже составляет более одной десятой от общего объема розничных продаж в Китае (75% онлайн-продаж), при этом доходы ежегодно растут на 50%.
Что развивают ритейлеры в Китае
Кодирование информации и приложения. Главные ритейлеры используют для оплаты покупок такие сервисы, как
WeChat Wallet от
Tencent и
Alipay от
Alibaba. В эти программы встроены сканеры QR-кодов, через которые удобно подтверждать операцию покупки, не доставая кошелек или банковскую карту. Аудитории у этих приложений исчисляются в миллионах, поэтому и сформировалась тенденция размещения QR-кодов на многих китайских товарах. В приложении WeChat Wallet авторизовано 800 млн пользователей.
Как говорится на сайте vc.ru, во многом популярность WeChat у аудитории обусловлена именно тем, что пользователи получили удобный способ перехода по ссылкам, а рекламодатели — возможность интеграции наружной и ТВ-рекламы с интерактивом, доступным только в digital-среде. Также WeChat — мощный инструмент маркетинга и монетизации для компаний: у брендов появилась своя публичная страница в приложении с индивидуальным QR-кодом. Так можно оплатить билеты в кино, счета и чеки, скинуться на покупку группой, заказать такси, вложить во что-то деньги. Помимо этого, в приложении есть социальная сеть и бесплатный мессенджер, покупатели могут размещать обзоры товаров.
Приложения способствуют увеличению количества платежей с мобильных устройств. В 2012 году платежи с мобильных девайсов не достигали $200 млн, а уже в 2016-м платежи через Alipay составили $1,6 млрд и $1,2 млрд через WeChat.
Магазины самооплаты. Также через приложения по сканированию кодов можно расплачиваться в специальных супермаркетах — без кассиров. Потенциальные клиенты должны сначала зарегистрироваться в приложении, потом, используя камеру мобильного телефона, отсканировать QR-код у двери, выбрать предметы, которые они хотят купить, и оплатить их через WeChat или Alipay. Камера отсканирует клиентов по пути к выходу, и любой, кто покинет магазин, не оплатив товар, будет внесен в базу данных магазина.
Развитие О2О и доставки. Online to offline — это все в цифровом пространстве, что заставляет людей совершать покупки в реальных магазинах. Примерами известных западных О2О стартапов являются Groupon, OpenTable, Uber. Развитие таких сервисов в Китае прямо пропорционально развитию технологий. Огромное количество людей используют мобильные девайсы, потенциальные клиенты подключены к мобильному интернету, растет использование 4G.
Помимо этого, в Китае прекрасно развита логистика. Также популярность набирает формат доставки: ежедневно 500 000 курьеров осуществляют 20 млн доставок.
Sharing economy. Сервис такси Didi работает по типу Uber в сегменте sharing economy: компания не владеет машинами, но продает поездки с водителями. Didi совершает 25 млн поездок в день, также работает с автопроизводителями. Помимо Didi, в этом сегменте работают компании велопроката. В стране появляется все больше стартапов по совместному использованию велосипедов. Они работают по такой концепции: пользователи загружают приложение на свои смартфоны, что позволяет им находить и разблокировать ближайший велосипед. Компании предлагают дешевую услугу, а провайдеры взимают 15 центов за каждые 30 минут. По окончании пользования клиенты могут оставить велосипед где угодно в переходной зоне, а не только в фиксированных местах. Два крупнейших игрока на этом рынке — Оbike и Ofo — дополнительно инвестировали в сервисы $1,3 млрд.
Инвестиции в создание экосистем. На фоне динамичного развития онлайн-торговли обостряется конкурентная борьба между ритейлерами. В тройку самых крупных интернет-компаний в Китае входят Alibaba, Tencent и Baidu. В борьбе за аудиторию они выстраивают из имеющих разную специализацию компаний целые экосистемы, полезные всем трем игрокам. Компании вместе инвестируют в стартапы для общего развития. В число таких стартапов входят социальные сети, порталы, поисковики, интернет-магазины, медиа и локальные услуги.