Это вам не гуаньси!
Гуаньси часто переводят как «связи» или «отношения», что в должной степени не передает всех ассоциаций, вызываемых этой концепцией. Слово состоит из двух иероглифов, «гуань» (关, засов, закрывать) и «си» (系, завязывать), то есть «попав в закрытый круг (за закрытую дверь) и оставаться связанным». Однако подобное объяснение не передает всю динамичность процесса формирования гуаньси. Хотя гуаньси, в той или иной степени, подразумевают какую-то эмоциональную связь между конкретными людьми, они не ограничиваются дружескими, родственными или взаимовыгодными отношениями. Особенно, когда налаживание связей происходит через третье лицо, они отличаются асимметричностью: одной стороне что-то надо от другой. В этом случае гуаньси не так просто передать, а их выстраивание требует и ресурсов, и времени, и стратегии развития и поддержания. Китайские исследователи выделяют три уровня гуаньси: родственные (亲人关系), близко знакомые (熟人关系) и незнакомые (生人关系). Каждый из них отличается от другого степенью доверия и симметричностью обязательств. Например, на уровне родственных отношений обязательства, как правило, безусловные, как, впрочем, и доверие. На втором уровне помощь может быть оказана без условий, но подразумевается, что при необходимости помощь будет оказана и в ответ. На третьем уровне эмоционально связи наиболее слабые и чаще бывают ассиметричными, без взаимных интересов и обязательств. Однако не стоит воспринимать эту градацию слишком строго: как и везде дружеские отношения могут быть теснее, чем родственные, а чтобы попасть в число близко знакомых необязательно учиться в одной школе или родиться в одной деревне.Гуаньси как социальный капитал
Среди исследующих гуаньси как механизм социальной коммуникации бытуют разные точки зрения относительно их происхождения. Одни считают, что это следствие слабых институтов (например, правовых), регулирующих взаимоотношения в обществе, другие относятся к гуаньси, в первую очередь, как культурному феномену. Но в любом случае они являются важным аспектом деловой деятельности. Гуаньси позволяют получить доступ к капиталу или информации, регулируют договоренности, снижают издержки и сокращают цепочку коммуникаций. Особенно в первые два десятилетия экономических реформ в Китае именно гуаньси служили катализатором сотрудничества. Когда тайваньские компании открывали производства в КНР, то успешность проекта во многом определялась возможностью наладить связи с местным правительством. Также к гуаньси прибегали и инвесторы из числа хуацяо: благо, что многие из них сохраняли родственные контакты на материке. Трудно переоценить и роль родственных гуаньси в формировании стартового капитала для сотни тысяч частных предпринимателей и малых компаний. Да и многие сейчас крупные компании также начинали, активно привлекая ресурсы своих гуаньси. Но наибольшую ценность в качестве социального капитала для развития бизнеса, особенно в инновационной сфере, имеют слабые гуаньси с минимальным комплектом общих ценностей, так как именно они дают доступ к более широким информационным и других ресурсам, предлагают новые возможности и не ограничены тесным кругом. И если на начальном этапе развития бизнеса близкие гуаньси могут иметь огромное значение, то с расширением их важность снижается: на уровне корпораций трудно закрывать все ключевые посты просто «надежными» людьми.Самые главные гуаньси — с клиентами
Многие эмпирические исследования китайских предпринимателей и менеджеров подтверждают, что гуаньси играют роль и в современном бизнесе, причем на разных уровнях. В часто забюрократизированных китайских компаниях именно межличностные отношения между сотрудниками разного уровня позволяют ускорять процессы принятия решений. Но с другой стороны, они ведут к фаворитизму, что сказывается и на продуктивности, и на профессиональном уровне. Важны они и при коммуникации с внешними сторонами: поставщиками, партнерами, клиентами. В Китае, как отмечают участники интервью с исследователями, деньги часто являются недостаточным аргументом, а решающим фактором могут быть именно межличностные отношения. Но с другой стороны, нельзя игнорировать и очевидную тенденцию: скорость жизни в крупных китайских городах, темпы транзакций, более широкий доступ к информации и снижение персонализации в электронной коммерции просто не оставляют места и времени для гуаньси. И как подтверждают примеры китайских интернет-компаний, в условиях жесткой конкуренции и открытом доступе информации единственные жизненно важные гуаньси необходимо выстраивать с клиентами.Отправить запрос
