3. Армия Шэньчжэнь: канарейки в угольной шахте высоких технологий
На выставке большая часть пространства была занята экспонатами американских компаний. Всего свои товары представили 1,755 разработчика из США. А вот на второе место после США вышел Китай (всего 1,575 компании). По меньшей мере 700 из них расположены в городе Шэньчжэнь – китайской «силиконовой долине».
Эти компании, в большинстве своем являются, OEM- и ODM – производителями. Спектр деятельности у них самый различный. Среди них были производители электронных товаров (например, аккумуляторов), работающие исключительно на контрактной основе, а также компании, занятые разработкой оригинальных вариантов дизайна классических моделей смартфонов. Есть среди них и те, которые сами создают инновационные товары.
Владельцы китайских заводов поняли, более высокую прибыль можно получить, наладив полный цикл производства, то есть от исключительно сборки перейти к созданию дизайна, разработке системы брендинга и каналов сбыта. Многие вкладывают средства в новые ‘таланты’. Новички не стараются поставить производство товарок “на поток”, а концентрируются на разработке самих товаров, но при этом они не являются владельцами заводов. Подобная ситуация характерна для многих мировых брендов.
В результате, эти компании выступают в качестве своего рода канарейки в угольной шахте высоких технологий: благодаря им определяется, какие технологии являются полезными и пригодными. Прошедшие проверку разработки из удивительных инноваций становятся частью нашей повседневной жизни.
Среди таких разработок можно назвать: переносной аккумулятор («пауэрбанк»), умный смарт-браслет, камеры безопасности, игрушечные беспилотники, роботы-игрушки, Bluetooth-брелоки и очки виртуальной реальности. В этом году очень мало стендов показали ховерборды. Видимо, это уже прошлый век.
4. Следующее поколение новаторов: "реальные" мировые инновации
Все лучшее я приберег напоследок. Следующая волна креативных разработчиков из Китая - компании, продукция которых может по праву соревноваться за место на мировой арене и, так же как и DJI, внести свой вклад в омолаживание Китая.
Некоторые из них представили довольно оригинальные товары, хоть не все из этих разработок и можно отнести к высоким технологиям. Я наткнулся на розетку-адаптер, которая сочетает в себе WiFi с голосовым помощником Alexa и Сири, автоматическую кормушку для домашних животных на колесиках и УФ-устройство для устранения запаха в обуви.
Кроме того, продемонстрированы были китайские системы “deep tech”. Люди стояли в огромной очереди, чтобы взглянуть на принтер нейл-арта, также большое внимание привлекли несколько китайских стартапов, получивших поддержку HAX. Всего HAX показало 82 начинающих проекта, став самой многочисленной группой на выставке. Среди таких разработок мне запомнились первая любительская 3D-камера, которая может записывать 3D-звук и первая сравнительно недорогая рука промышленного робота (ее стоимость – $10,000).
Выступающие под другим именем
Руководство китайских компаний полностью отдает себе отчет в том, что их продукция не имеет в глазах покупателя очарования, присущего товарам из США, Японии или Германии. Чтобы избежать негативного впечатления, китайские фирмы делают все возможное, чтобы слиться с тенденциями рынка. Большинство использует названия на английском языке. В настоящее время китайские компании стремятся создавать товары хорошего качества с приятным дизайном.
В будущем, благодаря выставкам СЕЅ Китай и его технологический центр в городе Шэньчжэнь повысят свой престиж на мировой арене, и товары из КНР, подобно продукции из Японии или Южной Кореи, станут ассоциироваться с качеством. Безусловно, Дональд Трамп может исполнить свои предвыборные обещания. Однако, возможно, при этом исходе на этикетках товаров будет уже значиться: “разработанный в Шэньчжэне, собранный в Калифорнии”. Запрос отправлен!
Наш менеджер скоро свяжется с вами.