2 февраля 2017
2446
rating-stars Рейтинг 5
-->

Министерство инфраструктуры заканчивает согласование с Администрацией морских портов Украины (АМПУ) поэтапное снижение портовых сборов.

Об этом 31 января 2017 года заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян на встрече с бизнесом, организованной Европейской бизнес-ассоциацией, передает Новое время.

По словам министра, окончательное решение будет принято до апреля текущего года.

— Сейчас идет обсуждение, стоит ли понижать портовые сборы сразу, либо сделать это в два этапа. Такой шаг необходим для снижения резкого падения доходов АМПУ, которая получает эти сборы, - пояснил Владимир Омелян.

Министр отметил, что, скорее всего, снижение сборов будет проходить в два этапа. Первое сокращение на 30% будет в этом году, а второе, 30-процентное снижение, будет в 2018-м. Вопрос о высоких портовых сборах обсуждается уже давно. Ведь стоимость судозахода в украинский порт намного выше, чем у наших соседей по Черному морю. Это снижает конкурентоспособность портов для транзитных грузов, а также повышает стоимость логистических затрат украинских экспортеров и импортеров, рассказывает консультант Центра транспортных стратегий Андрей Исаев. Он приводит пример сравнения с Австралией, где стоимость судозаходов ниже. В результате австралийская руда ниже на $1,5-2 за тонну на мировом рынке, что значительно снижает конкурентоспособность украинских экспортеров. Решение о снижении сборов принято под давлением участников рынка. Временно исполняющий обязанности начальника Херсонского порта Андрей Соколов отмечает, что полученную в прошлом году дополнительную прибыль АМПУ все равно не смогла потратить из-за политических проблем.

— Стоит отметить тот факт, что стоимость судозахода в украинские порты на 35-50% выше, чем в Констанце (крупнейший морской порт Румынии и второй на Чёрном море) или болгарских портах, - отмечает Андрей Исаев.

В качестве примера эксперт привел практику взимания портовых сборов для условного 300-метрового контейнеровоза вместимостью 6500 TEU.

— Для такого судна портовые сборы в гаванях Украины составят чуть менее $100 тысяч, тогда как в портах Румынии и Турции - более 50 тысяч долларов, в Италии - порядка 35 тысяч долларов, в Греции и Египте - немногим более 20 тыс. долларов, - сообщил НВ Бизнес исполняющий обязанности руководителя АМПУ Райвис Вецкаганс.

В долгосрочной перспективе такой шаг может повысить конкурентоспособность украинских портов для транзита. А также снизит логистические затраты наших экспортеров и импортеров. Но тут есть и другая сторона медали. Сниженные портовые сборы в итоге могут просто увеличить прибыль экспортеров и не привести к инвестициям в порты. Ведь у каждой группы товаров на экспорт есть свой порог увеличения рентабельности, который приводит к увеличению объемов производства.

— Снижение издержек на 50% на тонне металла не приведет к значительному увеличению экспорта, - объясняет Андрей Соколов.

Стоит учесть и тот факт, что пару лет назад импортный фрахт из Китая упал почти в 10 раз (более $2 тысячи на контейнере). В итоге рынок продолжал падать из-за снижения спроса. И снижение цены на перевозку не оказало должного влияния. То есть рынок был не настолько чувствителен к цене перевозки, которая составляла лишь малую долю в цене товара.

— Точно так же по зерновым грузам, металлу, ЖРК, углю, - поясняет временно исполняющий обязанности начальника Херсонского порта.

С другой стороны, если опираться на зарубежный опыт, то под крупные программы развития портов всегда привлекаются внешние средства (деньги инвесторов, кредиты). Такие программы не финансируются за счет портовых сборов.

— Другое дело, что необходимо законодательно запретить нецелевое использование средств, полученных от портовых сборов, и жестко контролировать их траты, - уверен Андрей Исаев.

Сегодня международные экспертные организации, портовый бизнес, Мининфраструктуры делают акцент на снижение портовых сборов посредством внедрения Методики расчёта ставок этих портовых сборов.

— Это длительный и сложный процесс, который во многом решит проблему, но не является панацеей от всех бед”, - говорит Райвис Вецкаганс.

По его словам, методика – это только первый шаг к разработке принципиально нового «порядка» начисления и расчета ставок портовых сборов.

— Его разработка и практическое внедрение, а также комплексное решение логистических проблем путем синергии усилий портов, стивидорного бизнеса, железной дороги – вот то, что действительно позволит решить проблему возврата транзитных и увеличения импортных и экспортных грузопотоков, - констатирует исполняющий обязанности руководителя АМПУ.

Напомним, министр инфраструктуры назвал главным провалом года несостоявшуюся реформу АМПУ, заявил о коррупции на предприятии, анонсировал смену главы и перевод офиса в Киев. АМПУ с ответом не медлила. Источник: https://nikvesti.com/

Подпишитесь на рассылки,

чтобы мы делились с Вами выгодными предложениями, последними новостями и полезными советами по ведению бизнеса с Китаем