13 июля 2017
1425
rating-stars Рейтинг 5
-->
Китай уже не первый год движется к званию импортера №1 для целого ряда продукции. Исключением не стало молоко и мясо. Что это значит для мировых экспортеров и Украины узнавало The DairyNews. Стремительно развивающейся и растущей стране с каждым годом нужно всё больше и больше мясо-молочной продукции. Если в 2012 году Китай импортировал говядины на 275 млн долларов США, то в 2016 цифра увеличилась более чем в девять раз - объём импорта в денежном выражении составил 2,5 млрд долларов США. Аналогичная ситуация и с молочной продукцией. Как заявляет аналитик молочного рынка Хал Кин, ежедневно Китай импортирует 28,500 тонн молочных продуктов. В год импорт молочной продукции в Китай составляет 10,4 млн тонн. В ближайшие пять лет Китай будет импортировать ещё больше молочных продуктов, несмотря на то, что внутреннее производство тоже вырастет. Импортная молочная продукция составляет ¼ объёма сырого молока на внутреннем рынке. Китай является крупнейшим импортёром молока в мире, занимая 14,4% от общего объёма торговли молоком. К тому же, в добавок, вкусы меняются постепенно и в общественном питании, за счет тех самых молочных продуктов. Для Китая обыденными являются сливки, а вот сыр и масло используются значительно реже. Мировые экспортеры работают над тем, чтобы изменить эту ситуацию. Как пишет «Инфагро», компания Fonterra, один из самых больших в мире экспортеров молочных продуктов в 2015 году начал обучение китайских поваров и продолжает проводить кулинарные семинары в Шанхае, Пекине, Гуанчжоу и Ченду. Цель проекта — помощь поварам более уверенно работать с молочными ингредиентами и использовать их больше. Как отмечает господин Паг из FrieslandCampina: “Новое поколение материкового Китая стало более лояльным к западной культуре, особенно в пищевых привычках”. Надежды на рынок Китая возлагают и прибалтийские страны. Латвийские молочники начали постройку заводов, запустили продажу мороженного, а литовцы экспортируют моцареллу и лактозу. Это попытки компенсировать потерю российского рынка, а инвестиции перешагнули размеры в сотни миллионов. В планах латвийской Food Union — производство сыров, йогуртов, десертов, детского питания. Заинтересована и Республика Беларусь. За первый квартал 2017 года белорусские предприятия поставили в Китай продуктов на сумму около 4.2 млн долларов, что в 1,5 раза больше чем за аналогичный период 2016 года. В целом на экспорт из Беларуси поставляется около 58% от всего объема произведенной молочной продукции. В прошлом году белорусские сельхозпроизводители поставили на экспорт 4,135 млн. тонн молочной продукции (на 0,3% больше, чем в 2015 году) на сумму 1,822 млрд. долларов (на 4,5% больше, чем в 2015 году. В 2017 году поставки немного активизировались: по итогам января-февраля объем поставок составил около 600 тыс. долларов. Правительство пытается подстегнуть этот процесс — поставлена задачу обеспечить объем экспорта молочной продукции в Китай на сумму не менее 10 млн. долларов в год. На днях посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый сообщил о том, что ряд белорусских предприятий заключили контрактов с китайскими компаниями на поставку молочных продуктов общей суммой более 13 млн. долларов. Относительно общего товарооборота сумма небольшая, признал посол, как было сказано, «это наши первые большие поставки, которые растут, и за последние месяцы — в несколько раз». Теперь на очереди говядина. К этому времени 21 белорусский производитель аттестован для экспорта на рынок Китая. А с 9 по 12 июля в Беларуси находится китайская делегация для подписания ряда соглашений, регламентирующих поставки. Переходя к Украине. На волне активизации экспорта Китаем, многие соседи заинтересовались огромным рынком, готовым покупать много продукции. Как дела обстоят на нашем торговом «фронте»? За последние 5 лет украинский аграрный экспорт в Китай увеличился в 12 раз. В 2016 году сельхозпродукции было поставлено на 1.02 млрд долларов, сообщают в Украинском аграрном клубе. Наиболее перспективным направлением определяется говядина. Это объясняется тем, что основными поставщиками мяса в Китай являются Бразилия (30%), Уругвай (27%), Австралия (19%). В связи с недавним скандалом из-за реализации некачественно продукции Бразилией, ожидается сокращение поставок по этому направлению, что открывает дополнительное окно для Украины. Переговоры между странами длились достаточно долго, пока наконец-то не был подписан протокол ветеринарных требований на экспорт украинской говядины. «Подписание протокола ветеринарных требований на экспорт означает, что КНР признает нашу государственную систему контроля безопасности производства говядины соответствующей китайской. Но, чтобы начать экспорт, украинские производители должны быть включены в реестр авторизованных поставщиков. Это происходит по результатам дополнительных проверок из Китая», — отметил директор Совета по вопросам экспорта продовольствия (UFEB) Богдан Шаповал. Более того, отношение улучшилось и в направлении молочных продуктов, о чем сообщил глава Госпотребслужбы Владимир Лапа во время агропромышленного инвестиционного форума. Изначально право экспорта имели 18 предприятий, но список был увеличен на 9 компаний до 27. Работа над расширение этого списка продолжает вестись и дальше. За первые 5 месяцев текущего года Украина увеличила экспорт в 9 раз. Такой рост связан с одной стороны с не самыми большими объемами продаж, но тем не менее, это весьма позитивная тенденция. «Сейчас мы занимаем 21 место, это уже не плохо, учитывая, какой ажиотаж на рынке Китая», - говорит экономист инвестиционного отдела ФАО Андрей Ярмак. Основным продуктом в экспорте он называет сухую сыворотку. Расширение номенклатуры в Китайском направлении может оказаться очень выгодным решением, ведь это не только прямая прибыль от проданной продукции. Китай готов инвестировать достаточно большие деньги в широкий спектр АПК, что дополнительно подтолкнет Украину и рынок агропродукции. Но это пока что лишь далекие перспективы, достигая которых предстоит очень много поработать, подписывая соглашения, собирая воедино профильные ассоциации и улучшая контакты в бизнесе. Не стоит и забывать о необходимости модернизации в производстве продукции, используя свой потенциал по максимуму.