17 июля 2017
1293
rating-stars Рейтинг 5
-->
Восточная Европа станет новыми воротами в ЕС для Китая. Китай планирует изменить вектор внешней торговли.

В особняке 19-го века в центре Белграда, 64-летний Иван Мркич занят распаковкой коробок, изобилующих книгами, исследовательскими работами и картами, которые ему нужны, чтобы превратиться в настоящего эксперта по Китаю.

Г-н Мркич, бывший министр иностранных дел Сербии, ожидает, что инвесторы из Гонконга и Пекина принесут десятки миллионов евро в Восточную Европу, и он хочет, чтобы Сербия - одна из самых бедных стран - была к этому готова. Десятилетиями американские деньги запускали сталелитейные заводы и автопром в посткоммунистической Европе, но сейчас регион надеется на то, что именно Китай займет место США, после изоляционной политики Трампа.

От Польши и до Словакии, Венгрии и Болгарии, вдоль реки Дунай правительства всячески ухаживают за китайскими инвесторами. Это признак того, что они в ожидании, когда Америка Трампа полностью сдаст свои позиции мирового лидера в вопросах от изменения климата до свободной торговли и на ее место вступит Китай, рьяно выступающий за интернационализм.

Ворота для Си Цзиньпин

Для главы Китая 16 стран Центральной и Восточной Европы с их более 110 миллионов потребителей являются первой ступенью в Европейском Союзе.

Формирование маршрута на континент является неотъемлемой частью плана Си по созданию современного Шелкового пути для новых экспортных рынков, поскольку экономика Китая замедляется. В соответствии с этим видением, Пекин в ноябре пообещал инвестировать 11 миллиардов долларов в «Экономический пояс Шелкового пути» — проект, который должен связать Дальний Восток, Центральную Азию и Европу.

Навстречу Китаю

«Я хочу, чтобы китайцы помогли нам и наняли на работу как можно больше наших граждан», - сказал Юлий Белускак, ​​мэр восточно-словацкой деревни Велка Ида, где компания United Steel Steel управляет фабрикой в ​​течение 17 лет и сейчас ведет переговоры о ее продаже Гонконгской компании Hesteel Co.

Выступая в мэрии, Беласков сказал, что состояние завода несколько лет ухудшается и он надеется, что новый владелец будет инвестировать в экологически чистые технологии. Hesteel уже почти год назад купила сербскую фабрику в Смедерево за 46 миллионов евро и ведет переговоры о том, чтобы занять завод U.S. Steel в Кошице, Словакия.

Лидеры Восточной Европы прилагают все мыслимые усилия, чтобы очаровать китайцев. Когда Си отправился в региональный тур по различным столицам в прошлом году, в Праге  его приветствовали парадом и украсили главные бульвары красно-желтыми китайскими флагами.

vlajkyciny

Разделение Европы

Взаимоотношение между Восточной Европой и Китаем весьма тревожит Западную Европу. ЕС настаивает на том, чтобы Си предоставлял компаниям такой же свободный доступ к бизнесу в Китае, какой китайцы получают в Европе. Многие также обеспокоены тем, что Пекин стремится добиться большего политического влияния, вбивая клин между старыми и новыми членами блока.

Нереалистичные ожидания

На сегодня же, китайские прямые иностранные инвестиции в регион по-прежнему бледнеют по сравнению с США и ЕС. В Польшу, к примеру, в 2015 году американские инвесторы влили около 62 млн. евро.

«Восточноевропейские ожидания высоки, и я задаюсь вопросом, не является ли это большой проблемой», - сказала Керри Браун, бывший первый секретарь посольства Великобритании в Пекине. «Китайцы не просто раздают помощь и деньги. Ожидание, что Китай является благотворительной организацией- не реалистично».

«Есть также проблемы для Китая, например, разрыв в культуре, а также политические риски», - сказал Ван Хуйяо, директор основанного в Пекине Центра аналитических центров Китая и глобализации. «Китайские компании плохо разбираются в кросс-культурной адаптации, и им действительно нужно оттачивать свои управленческие навыки и показывать себя в транснациональных корпорациях».

Тем не менее, китайские компании ведут переговоры о том, чтобы инвестировать в производство светодиодного освещения завода и угольные шахты в Польше, а также модернизацию высокоскоростных железных дорог, связывающих венгерские и сербские столицы.